О фотографии

Как началось

Пять лет назад мне стало интересно обладаю ли я «видением». Это когда человек может смотреть на привычные вещи и видеть в них детали, невидимые или неочевидные для других. Может видеть красоту в обыденном. Умеет смотреть на вещи или события как бы со стороны, под другим углом.

Для прояснения вопроса я купил себе пленочный «Зенит». Это был самый дешевый вариант для проведения разового эксперимента. Даже самая босяцкая зеркалка обошлась бы не менее чем в 15 тыс. Тут же я уложился в 500 р. за аппарат. Плюс во мне где-то внутри живет любовь к старым механизмам, которые работают до сих пор. Воспринимаю это как некое техническое чудо. О том, что фотоаппарат пленочный я задумывался меньше всего. Рассуждал: «Ну да, нужна пленка, купил в киоске, отщелкал, проявил». Все просто. Ага-ага.

Купив на Авито у милой девушки аппарат, начал рассматривать приобретение. Тут все и началось. Я почувствовал себя неучем, который сидит за штурвалом самолета. Куча самых разных шкал, крутилок и циферблатов. Что, куда и зачем не понятно абсолютно. Я даже не понимал как открыть фотоаппарат.

Обучение

До первого спуска затвора прошло пару недель. За это время мне пришлось изучить инструкцию к фотоаппарату, разобраться в хитросплетениях экспонирования, уложить все это в голове, разжиться экспонометром и разобраться с ним. И вот первая пленка отснята. Не без волнения я получал ее из лаборатории. Волновался как школьник, когда открывал папку с отсканированными фото с пленки. Разочарование чуть было не убило все желание пробовать что-то дальше. Судя по сделанным фото у меня не то что «вИдения» нет, вообще ничего нет: рук, глаз и мозга. Как можно было нащелкать как обезьяна такого шлака я не мог понять. Фотографии были кривыми, косыми, пересвеченными, с нулевой долей смысла.

Вновь здравствуйте книги, форумы, статьи и прочая тонна материалов по композиции, художественному применению экспозиции, цвет, свет, правила и как их нарушать. В теории я поднаторел неплохо, с практикой было хуже. Отсняв в первую очередь домашних, вышел на улицу. Выяснил, что мне неловко фотографировать незнакомых людей на улице. Архитектура, пейзажи, портреты — все норм, а вот уличное фото не заходит. Стесняюсь. Так и живу.

Как теперь

Сегодня я уже выяснил, что того самого видения у меня с рыбью ногу. Иногда мелькнет что-то в голове и тогда это по ощущением как откровение свыше. Часто все равно оказывается, что это какая-то ерунда мне привиделась.

Цифру я так и не купил, продолжаю снимать на пленку. Для себя открыл кайф этого занятия. Ограничение в количестве кадров заставляет не спешить и сначала со всех сторон обдумать, то, что хочу снять. Для этого нужно отключиться от окружающего, остаться наедине с тем, что хочу запечатлеть, сосредоточиться на объекте съемке или сцене. Думать только о нем. Тогда он может «открыться» и можно будет «увидеть» что-то, на что никогда не обратил бы внимание, пролетая мимо на машине, пробегая уткнувшись в телефон, или следя, чтобы ребенок не свалился в колодец.

Еще пленка освобождает меня от искушения обработать снимок в фотошопе. Им я так и не умею пользоваться. Поэтому чтобы кадр получился отличным (с моей точки зрения), надо поработать головой до того, как нажму на кнопку затвора, а не сидеть потом с кровью из глаз играя с уровнями в лайтруме.

Так съемка стала моим способом отдыха от круговерти дедлайнов, сроков, бюджетов и прочих милых сердцу явлений. Я люблю, взяв фотоаппарат, неспешно ходить по улицам города, смотреть по сторонам, искать. И думать.

Плёнка

Пленку и фотохимию покупаю в интернет-магазинах: Фотоаптека и  PhotoSale. В Волгограде ее не осталось в продаже от слова совсем.

Проявлять цветную пленку несу в лабораторию. Там же ее могут отсканировать и записать на CD (да-да) или флешку. К сожалению, в городе осталась последняя лаба, и та делает совсем не ахти, часто царапают пленку. Из-за этого практически перестал использовать цветную пленку.

Черно-белую пленку необходимо проявлять самому. Это отдельный процесс со своей магией. Выбрать и приготовить реактивы, точно отмерить их, развести, довести до нужной температуры. Потом темная ванна, зарядка пленки в бачок вслепую, бдение с таймером, чтобы не передержать. Звучит все это сложно, выглядит еще сложнее, но дико интересно.

Чаще всего использую Fomapan 100, 200, 400, и ILFORD PAN 100. Сейчас тестирую новую для себя Silberra. Стоимость плёнки с каждым годом растет. На октябрь 2017 года средняя цена за катушку черно-белой 36 кадров составляет 200-250 р.

Техника

Купленный первым Зенит 12 СД приобрел коллег в лице Зенит-11, ФЭД, Любителя, Зоркого, Смены 8, Вилии-авто (автомат, между прочим!).
вставка про Смену
ФЭД достался абсолютно новым, со склада. Кофр идеальный, пахнет кожей, скрипит как портупея. Но в эксплуатации не понравился. Из-за моей близорукости не удобно наводиться на резкость. Окошко маленькое и мне тяжело понять когда изображения наложились друг на друга, что говорит о верной фокусировке. Почти все время я не попадал в фокус. Сделал вывод — не мой инструмент.

Последним приобретением является Nikon F100. Его подарила мне жена, когда я одолел ее рассказами о том, какой это крутой аппарат и как с ним будет классно снимать. Тут я проявил малодушие — поднадоело крутиться с экспонометром и измерять свет. Хочется, чтобы измерял сам фотоаппарат, а снимаю в любом случае в ручном режиме.

Если решили снимать на пленку самостоятельно

  1. Купить на барахолке или одолжить у знакомых фотоаппарат. Например, Смена 8М или Вилия-авто если хочется начать снимать как можно быстрее. Они снимают в полуавтоматическом режиме. Если хотите глубже разобраться в тонкостях и нюансах съемки — берите зеркальный полностью ручной аппарат. Потребуется разобраться в настройках и теории экспозиции. Примерная стоимость от 500 до 1 500 р.
  2. Купить пленку. Цветную — если у вас в городе есть лаборатория и не хочется заморачиваться с реактивами. Черно-белую, если вы тру и не боитесь мнимых трудностей. Покупать в интернет-магазине или специализированных магазинах в вашем городе. Примерная стоимость одной катушки на 36 кадров 190 — 260 р.
  3. Прочитать хоть какие-то материалы по теории фотографии. Не будьте обезьяной, бездумно нажимающей на спуск. В интернете полно материалов на эту тему. Общая теория съемки не различает пленку или цифру. Стоимость — только ваше время.

Итого получается, что менее чем за тысячу рублей можно попробовать себя в пленочной фотографии. Цены актуальны на октябрь 2017 года.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное