О личной эффективности

Два года назад я осознал необходимость качественных изменений уклада собственной жизни. На помощь пришли различные методики личной эффективности почерпнутые в недрах интернетов. Я хотел научиться: успевать больше за тоже время → успевать больше за меньшее время. Хотел научиться высвобождать время для своих личных нужд.

Планирование

Рабочие задачи отделены от личных. Личные задачи я веду в приложении TickTick. На телефоне установлено это же приложении. В него я заглядываю каждый вечер чтобы скорректировать завтрашние задачи и утром освежить в памяти. В браузере всегда открыта веб-версия. Задачи делятся по категориям: саморазвитие, ремонт, автомобиль, регулярное и прочие.

Все рабочие задачи ведутся в обычном блокноте А4. Только ручка и бумага, только хардкор. Все новые и поступающие задачи собираются в буферный список задач. Сюда валятся вообще все задачи без разбора. Каждая новая задача в обязательном порядке записывается в этот список Входящих. В конце рабочего дня или утром следующего я набираю задачи из этого списка себе на день — они составляют план работы на день. Критериями для выбора задач являются приоритеты, срочность, важность и прочие. Рядом с задачами я указываю время, которое предполагаю потратить на задачу. Оперирую обычно 15-минутными интервалами. Если какая-то задача привязана к конкретному времени, то записываю и его. Загрузку задачами планирую на 4-5 рабочих часов. Планировать больше нет смысла — повышается шанс, что они не будут сделаны. Остальное время отводится на отдых, неизбежные потери времени при переключении между задачами и горящие задачи. Все новые задачи, которые поступают в течении дня заносятся в список входящих. Здесь я руководствуюсь принципом закрытого списка задач.

Новые задачи не берутся в план дня. Исключение составляют ультра-мега-супер-горящие задачи, которые я не мог предвидеть заранее. Когда я «сделываю» задачу, то просто вычеркиваю ее карандашом. Если вдруг что-то остается не сделанным, то попадает обратно во Входящие. Невыполненные задачи не переезжают автоматом на следующий день.

Почему блокнот, а не гаджеты-виджеты? Да вот прижился лучше чем любые электронные тасктрекеры. Записать задачу на лист мне быстрее и проще, чем открыть любое приложение, создать новую задачу, поставить ей время, указать контексты и еще кучу лишних вещей. Короче у меня блокнот рулит.

Управление задачами

Глобальный план на год живет в Эверноте. Собой план представляет список целей, которые надо достичь в каждый из месяцев. Цели могут объединяться в проекты.

Пример: ремонт в квартире. В один месяц копятся деньги, в другой копятся еще и закупаются материалы. Следующий посвящен непосредственно ремонту.

Каждый месяц я просматриваю цели на год, корректирую их, меняю, уточняю, выкидываю. Решил, что теперь еще буду анализировать и фиксировать достижения за неделю и месяц.
Из месячных целей вырастают недельные задачи. В конце каждой недели просматриваю цели на месяц и планирую загрузку на следующую неделю. Цели могут меняться местами, откладываться или отменяться вовсе. Тогда у меня освобождается окно в годовом плане и могу заполнить его чем-то еще, например курсами по рисованию.
Все детальные задачи живут в ТикТик. Каждый вечер я проверяю сделанное за день, смотрю, что надо сделать завтра, могу ли я что-то сделать наперед. Задачи могут переноситься на следующий день или два, если есть причина, по которой она не могла быть выполнена в срок. Я не занимаюсь самоедством по поводу переноса личных задач. Критичные задачи должны быть выполнены в течении недели, чтобы обеспечить выполнение месячных целей — это главное. Примерно 20% всех моих задач сдвигаются по времени вперед или назад. Так и живем.

Бюджет

Откладывается 10% с любых доходов поступающих в семью. Хоть на улице найду 100 рублей — 10 отложу. Поставили цель — собрать подушку безопасности на всякий и для экстренных случаев. Сначала с женой не верили, что у нас это сработает, т. к. ни она ни я не умели копить. Поначалу было трудно. Приходилось максимально быстро как только деньги попадали в потные жадные ручки забирать из них десятину. Теперь десятина откладывается почти на автомате и сразу улетает на накопительный счет. Сделали вывод — копить можно.

Далее вычитаются все обязательные расходы: ЖКХ, оплата детского сада, питание, бензин и подобные. Оставшаяся сумма делится на четыре недели. Метод четырех конвертов я подглядел у Сергея Крайнова. В настоящий момент этот метод для нас является очередным экспериментом. Хорошо, если приживется и им будет удобно пользоваться. Если нет — будем пробовать другой или придумаем свой. Главное — контроль и планирование.

Для учета финансов используем гугл-таблицу. Сейчас записываем абсолютно все траты, вплоть до чашки кофе. В декабре 2016 будет уже два года доскональной фиксации расходов. Такая дотошность позволила создать точную картину расходов за прошедший год и оптимизировать расходы в следующем году. Дальше будем использовать готовые категории трат, т. к. такой подробный учет уже не нужен.

Итоги за месяц и год

Признаюсь сразу — я ничего не резюмировал системно. Все делал умозрительно, в голове. Но сейчас решил, что буду это делать постоянно и на бумаге. Еженедельно фиксировать итоги недели: главное событие, добился ли недельных целей. Аналогично буду подводить итоги месяца на основе недельных срезов. По традиции не буду пока пользоваться никаким специальным софтом для записи. Обойдусь обычным блокнотом или гуглодоками. Главное — фиксация и анализ.

Чеклист привычек

Еще одно новшество, которое я подглядел у Всеволода Устинова и решил опробовать на себе. Есть занятия, которые я решил, что буду выполнять каждый день, но этого не происходит: лень, более важные дела, «ой, ну еще пять минут». Я не питаю иллюзий, что чеклист станет волшебной палочкой и привьет мне массу полезных и важных привычек. Это мой дополнительный инструмент вместе с другими инструментами формирования привычек: Бюро и рассылка Больших планов.

Дисциплина

Выполнять пусть и важные, но не всегда приятные действия это как есть рыбий жир — полезно, но невкусно. Считаю себя в начале бесконечного пути на ниве формирования дисциплины и железной воли.

Пример. Я решил, что необходимо больше спать, для улучшения самочувствия и ясной головы. Вставать позже я не могу, следовательно надо раньше ложиться. Но этому успешно мешал компьютер: то залипну где-то в ленте, то статью интересную не дочитал еще, то другая очень важная причина. Пришлось усилием воли гнать себя от компьютера и палкой загонять себя в постель. Когда более-менее сносно я стал оказывать в кроватке в полночь, решил ужесточить правила игры. Теперь надо было выключить комп не позже 23. Час можно было почитать книгу, если совсем не хотелось спать. Мозг кричал и ругался и никак не хотел соглашаться оставлять адскую машину так рано. Даже находились полезные дела, которые крайне важно было сделать именно сейчас, лишь бы не отключаться. Пришлось включить кнут. На компе настроил задание в планировщике, которое ежедневно в 23:00 выключает компьютер. Он просто вырубается без миллиона вопросов о том, что Блокнот не сохранил текст. Сначала это раздражало. Печатаешь себе такой на волне — бац! — темный экран. Смотришь кино, весь в сюжете — хрясь! и как будто ослеп.

За неделю я научился следить за временем и к  23 часам сам завершаю дела. После выключения компа нельзя использовать любые электронные гаджеты: телефон, планшет — все отложено до утра. Не успел сделать — не волнует, теперь только завтра. Надо было думать заранее.
Вывод — дисциплину можно и нужно прокачивать. Следующая моя цель — ложится в одиннадцать.

Чтение книг и статей

Профессиональную литературу читаю каждый день минимум по полчаса. Хоть война, хоть мор — полчаса читай. Создание этой привычки потребовало напряжения той самой дохленькой моей дисциплины. С привитием именно этой новой привычки особых проблем не было, она быстро прижилась и гармонично вписалась в распорядок дня. Благодаря ей я смог прочитать 23 книги из сферы бизнеса за год. До этого осиливал максимум пять.

Книги читаю с тетрадкой и карандашом. По ходу чтения составляю тезисный конспект. Выписываю понравившиеся мысли автора и свои соображения по поводу прочитанного. Фиксирую все это в Эвернот. Развернутые конспекты становятся основой для обзоров прочитанного.

Некоторые советуют смело чиркать прямо в книге, мол так она становится по настоящему своей. Может быть, но я так не могу. Возможно это дефект (или достоинство) воспитания, но я не могу пересилить и заставить себя оставлять пометки в книге.

Выводы

Надо планировать долгосрочные цели.
Критически проверять все задачи — надо ли мне это делать? Что будет, если я не сделаю это?
Не брать в работу задачу если не можешь ее сделать.
Если задачу можно сделать за 2 минуты — сделай сейчас. (Классика же ж).
Высыпаться — залог самочувствия и ясности мысли.
Читать минимум 30 минут в день и за год можно осилить приличное количество книг.
Ненужные задачи — выкинуть.
Откладывай 10% с любых доходов сразу.
Планируй все расходы, придерживайся плана.
Не трать сейчас будущие доходы.
Подводи итоги недели и месяца.

Поделиться
Отправить
Популярное